Алупкинский парк: в гармонии с миром

Алупкинский парк: в гармонии с миром

Дворец графа Михаила Воронцова в местечке Алупка ― выдающийся памятник истории и архитектуры первой половины XIX века, одна из самых известных достопримечательностей Южного берега Крыма. И туристы восхищаются, как правило, именно дворцом, воспринимая окружающий его огромный парк как нечто совершенно естественное. Однако все это зеленое великолепие появилось только благодаря людям и является памятником их труду.

Симфонию, которую исполняет идеально слаженный природно-рукотворный ансамбль, можно разделить на три части, и каждая дает богатую пищу уму и яркие эмоции сердцу.

Заглядывают в окна, смотрят в душу

Для начала познакомимся с растениями, расположенными рядом с главными зданиями.

В центре бывшего хозяйственного двора растет мощный старый платан. «Под сенью воронцовского платана» постоянно проводятся концерты классической и популярной музыки.

Въездную башню оплетает куст розы. Заморская гостья проделала в начале XIX века нелегкий путь из Китая в Англию, а затем в Россию, чтобы по весне украсить скромными белыми цветами серые стены Алупкинского замка.
Нужно заметить, что розы занимали почетное место в усадьбе. Этому способствовали и вкусы владельцев, и старания Николая Гартвиса, директора Императорского ботанического сада, расположенного неподалеку, в селении Никита. Поклонник «королевы цветов», Гартвис в 1829 году вывел два новых сорта и в знак признания заслуг Воронцова в деле преобразования Крыма назвал свои произведения «Алупка» и «Графиня Елизавета Воронцова». Елизавета Ксаверьевна велела высадить именные цветы под окнами своего будуара. Удивительно, но уникальные сорта сохранились и, более того, ― вошли в мировой каталог роз!

Гениальная простота

Пытливый ум увидит в изысканных ландшафтах ассоциации с античной философией и воззрениями эпохи Возрождения. Но можно и не загружать голову тонкостями идей заказчика и мастерства исполнителя, а просто гулять и радоваться красивым видам, которые открываются в самых неожиданных местах. Тем более что замысел ландшафтного дизайнера (в XIX столетии его должность называлась понятнее ― садовник) Карла Кебаха был прост, как все гениальное: показать неразрывную, органичную связь природы и человеческого творения.

Здание дворца условно разграничивает два пространства. Строгий, несколько тяжеловесный английский фасад смотрит на Верхний парк, созданный в пейзажном стиле. Переплетение тропинок кажется хаотичным, но на самом деле они проложены «с секретом»: открыть красивое место, найти эффектный ракурс, показать интересный вид.

«Гору сняли и спланировали»

Парк начинали строить вместе с дворцом в 20-х годах XIX века. В первую очередь солдаты расчистили и произвели планировку участков крутого склона. Взрывая монолит и разбирая завалы, служивые одновременно прокладывали тропы, строили подпорные стены, вырыли котлованы для озер и даже пробили «ущелье». Вот и оно. В мрачноватую расщелину редко заглядывает солнце, а из грота веет холодком. На замшелой скале прочитываются аккуратно вырезанная надпись по-латыни ― слово chemlek и две даты римского календаря. Легенда гласит, что таким экзотическим образом граф обустроил могилу любимой собаки. Однако, скорее всего, это яркий образец стилизации «под руину», обязательного романтического компонента пейзажного парка.
Дорожка поднимается к «Залу водопадов». Небольшие каскады выглядят абсолютно естественно, и трудно представить, что они тоже созданы людьми. Кебах предложил, Воронцовы утвердили, и мастеровые «всего-навсего» направили ручей в нужное место. Тщательно рассчитанные угол наклона и высота падения воды давали звучание, схожее со щебетом птиц. Родники, питающие каскады, никогда не пересыхают, а в период снеготаяния или после дождей сила потока увеличивается в разы. Поэтому местные водопады изменчивы и непредсказуемы, но прекрасны в любое время года.
Сумрак «Зала водопадов» неожиданно сменяют просторные поляны, украшенные величественными деревьями. Нужно ли говорить, что изначально никаких полян тут не было. Крутые склоны делали пологими с помощью подпорных стен и щедро засыпали территорию плодородной почвой, давшей жизнь разнообразным лиственным и хвойным породам. Кебах учел, как будут выглядеть кроны деревьев через 150 лет, и сформировал из них своеобразную «раму», в которую «вставлена» парящая в небе вершина Ай-Петри.
В верхней точке сада расположены два пруда. Их хозяева ― красавцы-лебеди. В центре одного из прудов возвышается диабазовая глыба. Ее пирамидальная форма олицетворяет незыблемость мироздания.

«Дорого, но красиво»

От «Львиной террасы» в сторону моря спускается Нижний парк. Своим появлением он обязан поэту Василию Жуковскому. Прогуливаясь по «саду из равняемых скал», внимательный и въедливый Василий Андреевич отметил отсутствие «далеких видов». Слегка уязвленный Михаил Семенович принял очередное решение: в течение года солдаты исправно разобрали «гору перед домом». «Это будет дорого стоить, но я покорился тому, что совершенно необходимо, поскольку будет очень красиво», ― откровенно признавался Воронцов.

На образовавшемся склоне, открытом морскому простору, возвели мощные террасы, а на них разбили регулярный парк. Его геометрическую четкость подчеркивает шикарная аллея веерных пальм. Они прекрасно гармонируют с кустами разноцветных роз и вечнозеленого тиса, которому мастера придали неожиданные формы ― шара, конуса, куба.
Для полной реализации замысла «преобразователя Тавриды» рабочим пришлось изменить конфигурацию пространства не только земного, но и морского. Прибрежные скалы разобрали и переставили в виде дуги. Бухта стала полукруглой, а в центре водно-земной сферы построили павильон «Чайный домик». Элегантная постройка в окружении кипарисов и платанов, лавра и олив относит посетителя в эпоху Античности и олицетворяет идеи величайшего философа древности Платона, чьи представления о гармонии Вселенной Михаил Воронцов воплотил на Крымской земле.

Кирилл Белозеров
Автор
Поделиться
Используйте готовый маршрут или постройте свой. Спланируйте свое путешествие по Крыму.
+ 10 активностей