Сказки Массандровского дворца

Сказки Массандровского дворца

Дворец в Массандре кажется настолько волшебным, будто его облик перенесен в горный лес над Ялтой из сказок Шарля Перро. Впрочем, реальная история Массандровского имения покруче любой фантазии.

Бабушкин подарок

В 1823 году владельцем поместья стал генерал-губернатор Новороссийского края Михаил Воронцов. Такой поистине королевский подарок сделала зятю любимая теща Александра Браницкая, супруга великого коронного гетмана Королевства Польского, в честь рождения у четы Воронцовых сына Семена.

Под крымскую резиденцию Михаил Семенович уже присмотрел территорию близ селения Алупка, но и земли Массандры без внимания не оставил: посадил тут виноградники, которые приносили хороший доход.

Возводить дом на территории усадьбы, подаренной бабушкой, начал сын «преобразователя Крыма», Семен Михайлович Воронцов. Проект разработал архитектор Эдмон Бушар. Француз по происхождению, он взял за основу стиль расположенных в долине Луары знаменитых королевских резиденций XVI века. В 1881 году здание уже имело стены и крышу, но случилось непоправимое: сначала зодчий, а вскоре и заказчик ушли из жизни. Работы остановились.

«Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

Через несколько лет «Дачу под названием фруктовый сад, состоящий при деревне Массандра» купил император Александр III. Он принял решение достроить дом в горном лесу, где поправлял бы здоровье сын Георгий, больной чахоткой.

Архитектором был назначен профессор Академии художеств Максимилиан Месмахер. Исполняя требования заказчика, Максимилиан Егорович, сохранив общие размеры здания, буквально преобразил его, воплотив сразу несколько ярких образов. Фасад, глядящий на Ялту, напоминает помпезный французский ренессанс: просторные, открытые морю лоджии, точеные колонны, изящная ковка. Сторона, обращенная к лесу, олицетворяет мрачноватую немецкую готику: круглые башни с узенькими бойницами, островерхие крыши…
Две разные эпохи ― Возрождения и Средневековья ― Месмахер органично объединил посредством ультрасовременных для конца XIX века отделочных материалов. В частности, стены облицевали метлахской плиткой, или, по-простому, кафелем. На светло-желтом фоне отлично смотрелись детали, выполненные из местного серого известняка: и крупные блоки, чья рустованная, то есть грубо отесанная, лицевая сторона подчеркивала прочность постройки, и резные, тщательно отшлифованные элегантные картуши ― обрамленные завитками щиты.

Необычный силуэт зданию придавала кровля, выполненная из природного шифера ― сланца цвета графита. Пластины, вырезанные в виде рыбьей чешуи, фигурные дымовые и вентиляционные трубы соответствовали традициям французской архитектуры.

Символы державы

Доминантой строения стала башня в духе Московского Кремля. Ее шпиль украшала позолоченная фигура двуглавого орла. Символ Российской империи был виден и с суши, и с моря.

В первые годы советской власти царский атрибут убрали. А в 70-х годах, когда дворец выполнял функцию государственной резиденции, на шпиле появилась красивая кованая конструкция в стиле уже существующих наверший. Мастера Ялтинской киностудии не только изготовили сложное украшение, но и установили его на башне.

Однако двуглавый орел далеко не улетел. Он нашел себе спокойное место, спрятавшись среди листьев плюща, окутавшего декоративную арку на подпорной стене перед парадным входом. На долгие десятилетия про орла забыли. А несколько лет назад лиана засохла, листья осыпались, и в нише открылось изображение символа Российского государства.

Каждой твари по паре

Следуя идее французского барокко, Месмахер спроектировал парк. Привлекают внимание два громадных дерева секвойи. Они посажены в 90-х годах XIX века и помнят венценосных владельцев ― Александра III и Николая II.

В парке установили скульптуры ― копии экспонатов из коллекции Берлинского музея изящных искусств. Только античные оригиналы были мраморные, а здесь, следуя веяниям модерна, использовали модный «искусственный камень» ― бетон и гипс. Материал оказался недолговечным, и к настоящему времени от всего паноптикума сохранились шесть мифических персонажей: два сатира, две химеры и два сфинкса. Эта нечисть настолько обаятельна и привлекательна, что стоит рассказать о ней подробней.
Человекоподобные сатиры, или фавны, ― хорошо сложенные ребята, чьи головы украшают элегантные рожки, а уши имеют характерную форму, играют на пастушьих флейтах, а химеры-драконы самозабвенно поют, закатив глаза и широко разинув пасти.

Вынужденно слушая необыкновенный концерт, страдальчески подняли головы к небу два древнегреческих сфинкса ― женщины с телом льва. Они надежно охраняют доверенные им шары ― символы владычества над миром.

«Гулял и наслаждался воздухом»

Следующим владельцем дворца стал Николай II. Он считал своим долгом перед отцом завершить строительство. В 1902 году Массандровская усадьба приобрела законченный вид. Несмотря на старинное обличье, в нем предусмотрели все блага цивилизации: паровое отопление, электричество, систему вентиляции.

Отдыхая в Крыму, Романовы часто приезжали сюда на прогулки, пикники и чаепития. Личный дневник царя пестрит заметками о Массандре. Особенно нравилось здесь цесаревичу Алексею. Специально для него на лугу насыпали огромный стог сена, и на природном «батуте» мальчик мог порезвиться вдоволь.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

В советское время территория простым смертным была недоступна. Тут располагалась государственная резиденция, в которой отдыхали боги верховного пантеона СССР: Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Леонид Брежнев.
Вскоре после распада страны дворец, который помнит легендарных правителей Российской и Советской империй, сделали музеем. Интерьеры: мебель, бытовые предметы ― передают дух времени. Добавляет шарма выставка произведений искусства эпохи социалистического реализма «Идеалы прошлого. Как мы жили». Сказка продолжается...

Кирилл Белозеров
Автор
Поделиться
Используйте готовый маршрут или постройте свой. Спланируйте свое путешествие по Крыму.
+ 10 активностей