Дрова в чемодане: каким был туризм XIX века

Дрова в чемодане: каким был туризм XIX века

Туризм как массовое явление зародился в XIX веке — этому способствовало появление железных дорог, пароходов и гостиниц, подходящих в том числе для среднего класса. Какими были путешествия в то время? Кто придумал первый в России пакетный тур? Когда появились первые гостиницы? Наша редакция изучила архивы и труды классиков (от «Путешествия из Петербурга в Москву» Карамзина до «Русского дневника» Льюиса Кэрролла), и вот что мы узнали.

Grand Tour и паломничество

В самом начале XIX века путешествия были прерогативой аристократии. Каждый уважающий себя представитель этого сословия отправлялся в так называемый grand tour по Европе. Из России чаще всего маршрут был такой: через Швейцарию и Германию в Англию и Францию. Популярны были и поездки не только по европейским столицам, но и в курортные места — во Франции, например, самыми популярными считались Лазурный берег и Биарриц. В последнем в конце лета открывались «русские сезоны» — так много в городе собиралось представителей высшего света России, включая великих князей.

Свои курорты были и в Российской империи. Моду на них ввел еще Петр I, и в XIX веке поездки «на воды» стали массовыми. Это Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сестрорецк под Петербургом, Минводы, Белокуриха и многие другие.
Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит уединением.
М. Ю. Лермонтов о Кисловодске
Другой категорией путешественников были паломники — среди них были как знатные люди, так и простые крестьяне, которые могли копить на поездку годами. И для тех и для других путь был долгим, до года. Ездили на Святую землю, а также на Афон и в Константинополь — сначала на перекладных до моря, потом пароходом.
Как ни удобны железные дороги и пароходы, как ни удешевлены переезды, тем не менее и теперь, как и в старые годы, большинство русских простых паломников идет, в точном понимании этого слова, в Св. Землю.
Из статьи В. Н. Хитрово «Русские паломники Святой Земли»

На чем ездили

До появления железных дорог — на почтовых или своих экипажах. Почтовые ездили от станции до станции, ждать следующего можно было долго, и нередко приходилось ночевать в трактире (трактир — от слова «тракт», дорога). Путник должен был иметь с собой документ — «подорожную», которую нужно было предъявлять на каждом перевалочном пункте. Без нее о стоимости проезда всякий раз приходилось договариваться лично с ямщиком, и те часто не стеснялись брать втридорога.
Кто езжал по почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно.
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Чтобы не перекладывать чемоданы, часто использовали собственный экипаж, а на станциях меняли только лошадей (отсюда пошло выражение «на перекладных»). В любом случае стоили такие путешествия недешево: например, за переезд из Михайловского в Петербург (425 километров) на тройке лошадей платили 120 рублей, в то время как жалованье чиновника средней руки составляло около 700 рублей в год.

В 1837 году в России была проложена первая железная дорога, и началась новая эпоха путешествий. Сначала поезда были не самыми удобными: без туалетов и спальных мест, а «шарабаны» (открытые повозки) вовсе ездили без крыши. Освещали вагоны тогда свечами, а отопление появилось только в 1870-х. В середине века вагоны начали делить на три класса, и у каждого был свой цвет. Самые дешевые красили в зеленый — они и стали предшественниками известного сегодня всем плацкарта.
Молчали желтые и синие; в зеленых плакали и пели.
А. А. Блок о железной дороге начала XX века
Наконец, в России было развито речное пароходство, и путешествия по воде были не редкостью. Более того, протяженность речных маршрутов считалась самой большой в Европе. Единственным ограничением был короткий сезон — зимой вставал лед, и водное сообщение прекращалось — а с ним и увеселительные круизы с шампанским и живой музыкой.

Где останавливались

В эпоху поездок на лошадях станции делились на четыре типа — в зависимости от класса чиновника. На станции первого разряда было все необходимое, вплоть до свежих сливок к кофе. А вот чиновникам низшего разряда приходилось брать все с собой, включая свечи и даже поленья для растопки печи.

В крупных городах были гостиницы трех классов от роскошных до самых простых, которые именовались меблированными комнатами и были доступны даже бедным студентам. Санкт-Петербург стал первым городом в России, где гостиницы начали возводить из камня — например, «Европейскую», известную сейчас как «Гранд Отель Европа». Привычных нам удобств поначалу не было: комнаты освещались свечами, отопление было печное, а еще в то время не умели бороться с насекомыми и паразитами. И только к концу столетия в номерах появилось электричество, канализация и водоснабжение.
...Вот архитектура современной огромной гостиницы — это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие.
Ф. М. Достоевский о строительстве гостиницы «Гранд Отель Европа»
В Москве в начале XIX века вместо постоялых дворов появились типовые двухэтажные гостиницы, а уже в конце столетия — роскошные «Метрополь», «Националь» и другие. «Метрополь» интересен тем, что на его месте в 1830-х годах были общественные бани с номерами и трактиром, именуемые «Челышами». Спустя 70 лет «Челыши» превратились в первоклассный отель, в котором, например, размещались гости, прибывшие на коронацию Николая II.

Первые турфирмы

Первая в России попытка организовать групповой тур состоялась еще в 1777 году. Содержатель пансионов Вениамин Генш разместил объявление, в котором обещал молодым дворянам содействие при поездках в европейские университеты с последующим вояжем по Италии, Швейцарии и Франции. Неизвестно, увенчалось ли предприятие успехом, но начало было положено.

Еще один известный тревел-агент — предприниматель из Петербурга Леопольд Липсон. В 1885 году он «за небольшую сумму» предлагал организовать путешествие и принять на себя «все заботы о духовном и телесном благосостоянии участников».
Руководствуясь своим знанием всех стран света, контора изыскивает наиболее интересное направление путешествия; она устанавливает целесообразный план последнего, принимая во внимание климатические особенности и средства сообщения.
Из рекламной брошюры Л. Липсона
Ближе к концу XIX века туры стали массовыми и появились первые туристические сообщества — велосипедные, автомобильные, альпийские и другие. Часто они создавались на пожертвования энтузиастов и были некоммерческими. Такие сообщества составляли маршруты, организовывали питание, строили домики для путешественников и так далее.
Туризм — тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов.
Из статьи первого номера журнала «Русский турист», 1899 год
Тогда же появились льготные туры — аналоги современных путевок. Появились первые доступные предложения для учителей и школьников: самой дорогой считался учительский тур в Среднюю Азию — нужно было заплатить 135 рублей за 36 дней в пути. Гостиницы при этом были самыми простыми — в них, например, приезжали со своим одеялом. Позволить себе такую поездку могли даже земские школьники, в итоге дети стали путешествовать тысячами.

Языки

Сейчас для поездки за границу достаточно знания одного международного языка — английского. А вот два века назад требовался также французский и желательно немецкий. У аристократии и дворян проблем с этим не было (наоборот, часто проблемой был плохой русский), мелкие чиновники уже могли испытывать затруднения, а про крестьян, отправившихся на Святую землю, и говорить нечего. Между тем и русский язык для приезжих иностранцев был сложным и непонятным, что неоднократно отмечалось в их путевых записках.
В качестве примера необычайно длинных слов, из которых состоит этот язык, он написал и произнес для меня следующее: «защищающихся», что, записанное английскими буквами, выглядит как Zashtsheeshtshayoushtsheekhsya.
Льюис Кэрролл, «Дневник путешествия в Россию в 1867 году»

А что потом?

В 1901 году в словарях наконец-то появилось слово «турист»: «Туристы ― лица, путешествующие для развлечения или для ученой цели». Рубеж веков стал периодом зарождения туризма как отрасли — с развитой инфраструктурой, комфортным транспортом и маршрутами на любой вкус и кошелек. Появились первые пешие группы, экскурсионный туризм, кругосветки и бум горных восхождений. Мир стал большим и открытым, и «охота к перемене мест» захватила всю Россию.
Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, гипохондрик, чтобы исцелиться от своей гипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может!
Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника»

Александра Ояберь
Автор
Поделиться
Используйте готовый маршрут или постройте свой. Спланируйте свое путешествие.
+ 10 активностей