Зимний поход
по Байкалу:
как я прошла 120 километров по льду

Зимний поход по Байкалу: как я прошла 120 километров по льду

Байкал — одно из самых популярных направлений зимнего туризма в России. Каждый год сюда едет огромное количество людей — от простых туристов до блогеров и профессиональных фотографов. Их привлекает природа и потрясающий байкальский лед. Он весь наполнен пузырьками и в разных частях озера имеет свой особенный оттенок.
Я загорелась идеей поехать на Байкал два года назад — после того, как мои близкие друзья побывали там и рассказали о своем приключении. Моя мечта осуществилась в феврале 2021 года.

Сначала я изучила форумы путешественников и предложения турфирм. Нужно было определиться с типом поездки. Фототур? Пеший? Пеший с ночевками в палатках на льду? На вертолетах? Вариантов было много, все зависело от цены и количества дней самого путешествия. В итоге я выбрала пеший тур по Малому Морю Байкала. Часть маршрута нужно было пройти на специальных озерных коньках по льду. В статье я расскажу, как проходила подготовка к поездке, сколько стоил тур и что удалось посмотреть за семь дней.

Елена Кульбак
Любит путешествия по России

Подготовка

Основное, что нужно сделать перед таким походом, — подготовить организм к физическим нагрузкам. В описании тура было указано, что уровень похода — «несложный». Но я понимала, что пройти 120 километров будет непросто, поэтому еще в декабре стала ходить на функциональные тренировки и сайкл. В дальнейшем это очень помогло.
Также в декабре я начала покупать все необходимое. Организаторы похода заранее дали список одежды и снаряжения. Большую часть нужной атрибутики они предоставили сами. А вот что пришлось купить: рюкзак, теплые трекинговые ботинки, термобелье, бафф, горнолыжные штаны, маску для сноуборда, флисовую кофту, хобу, ледоступы, балаклаву, стропу. Как выяснилось позже, стропу можно было не брать, так как гиды предоставили и ее, а бафф зачастую был лишним из-за относительно теплой погоды.
Бафф — шарф-труба
Хоба — туристическая сидушка, которую носят на талии
Стропа — походная веревка

Дорога

Чтобы сэкономить, билеты из Москвы до Иркутска и обратно я купила заранее, в декабре. Они обошлись мне в 19 000 рублей. Это был самый оптимальный вариант с учетом перевозки негабаритного багажа. Поездка на такси до хостела стоила 300 рублей, а сам хостел — 1200 рублей за ночь.
Бюджет всей поездки:
72 000 рублей

Маршрут

Иркутск. Чтобы организму было проще перенести джетлаг, я прилетела за сутки до начала похода. Планировала либо поспать в хостеле, либо погулять по Иркутску. На удивление организм достаточно легко адаптировался, и удалось посмотреть интересные места: общественное пространство «130-й квартал», улицу Карла Маркса, ледяной городок. Сам город небольшой, поэтому все окрестности я обошла пешком и не пользовалась транспортом.

Поужинать хотелось бурятскими блюдами. По рекомендации зашла в «Позную 38» — сетевое заведение с несколькими точками в городе. Официант помог разобраться, что такое позы и бузы. Внешне они похожи на манты, но в позах используют фарш, а в бузах — рубленое мясо. Я заказала оба блюда. По вкусу они не различались, но было вкусно и очень сытно.

День первый:
дорога в Куркут, заселение

Пройдено: 7,2 км
Встреча с группой и гидами состоялась ранним утром возле железнодорожного вокзала. Всего нас было 15 человек. Мы сели в минивэн и отправились на Байкал, в деревню Куркут. Дорога была долгой, 6 часов, поэтому большую часть пути все спали.

Добравшись до Куркута, мы заселились на местную турбазу и отправились на первую ознакомительную прогулку. Нам предстояло забраться на небольшие холмы рядом с деревней. По совету гидов взяли только самое необходимое — никакого снаряжения или рюкзаков. С вершины было видно Байкал, в том числе дорогу на льду, по которой ездили автомобили.
После похода мы сходили в баню — такую возможность нам предоставляли каждый день. Это очень помогало снять усталость, особенно после больших нагрузок. А вечерами мы собирались всей группой — пели песни под гитару и играли в настольные игры.

День второй:
мысы Хорин и Кобылья Голова, подъем на вулкан

Пройдено: 28,6 км
План на день был такой: перейти по льду до мысов Хорин и Кобылья Голова, подняться на скалы и дойти до жерла потухшего вулкана. Маршрут получился самый длинный за весь поход, почти 30 километров. Путь был невероятно живописным: прозрачный лед, замерзшие сосульки в пещерах между скалами, бесконечные белые просторы Байкала.
Еще в начале пути нам предложили попробовать встать на озерные коньки. Но на льду той зимой было много снега, трещин и торосов — в итоге мы поняли, что пешком будет быстрее.
Торосы — нагромождения обломков льда

День третий:
остров Огой, бухта Ханой

Пройдено: 22 км
В этот день часть пути мы преодолели на «буханке» — пассажирском уазике. Зимой на Байкале это один из самых распространенных видов транспорта.
Первым пунктом был Огой — самый крупный остров в Малом Море Байкала. Мы поднялись на вершину острова, где находится Ступа Просветления — буддистское культовое сооружение. Считается, что вокруг ступы нужно пройти три круга — тогда она поможет очиститься от негативной энергии и подзарядиться силами. А чтобы точно просветлеть, нужно пройти вокруг ступы 108 раз и обязательно босиком. У нас не было столько времени, и мы отправились дальше. Нас ждали ледяные гроты и конечная точка — бухта Ханхой.
В этот день мы шли каждый со своей волокушей, на которой был рюкзаки и другие вещи. Дорогу облегчали походные палки, на которые можно было опираться и пробираться сквозь снег и лед. Во время привалов мы пили горячий чай из термоса и перекусывали шоколадными батончиками. Они казались самой вкусной едой на всей планете.
Тур «Новый год
на Байкале»
От 53 500 руб.

День четвертый:
поселок Хужир

Пройдено: 21,3 км
Ночь мы провели в уютных усовершенствованных юртах. В них были туалеты и душевые кабинки — после трех дней в походе это было очень кстати. Позавтракав, мы отправились в столицу острова Ольхон — поселок Хужир.
Ольхон — сакральное место бурят. О нем и других мистических уголках России читайте здесь
Погода в тот день испортилась, и весь день бушевала метель. Дорога в итоге заняла больше пяти часов. Видимость была почти нулевая, поэтому мы старались не отставать друг от друга. Еще одной проблемой стали торосы возле берега. Идти по ним невозможно — волокуша постоянно переворачивалась. Мне пришлось отвязать от нее рюкзак и часть пути нести его на себе.

В Хужир мы пришли поздно и сильно уставшие, поэтому в этот день ничего не посмотрели.

День пятый:
Хужир, скала Шаманка

Пройдено: 18,2 км
Он стал одним из самых простых. Мы сходили в сувенирные магазины, заглянули на почту и отправили открытки, а потом посетили местный краеведческий музей.

Но больше всего запомнилась скала Шаманка. У подножия проходил фестиваль ледяных скульптур, а с вершины нам открылся потрясающий вид на Байкал. Там мы повязали атласные ленточки на ритуальные столбы и загадали желание.

День шестой: мыс Хобой

Пройдено: 13 км
Утром мы отправились на «буханке» к крайней точке Ольхона — мысу Хобой. У нас было достаточно свободного времени, чтобы насладиться видами, пофотографировать и наконец-то покататься на коньках. Из-за сильного ветра лед был очень чистым — снег просто не успевал ложиться толстым слоем. А еще две девочки, которые встали раньше всех, брали напрокат велосипеды. Они покатались по окрестностям и по льду.
В тот день нас особенно впечатлил обед. Водитель приготовил специально для нас уху из местной рыбы — очень вкусную.

День седьмой: возвращение в Иркутск

Пройдено: 11 км
Мы еще немного погуляли по Байкалу, попрощались с ним и отправились в Иркутск. На этот раз дорога была не такой долгой, а вся группа пела песни под гитару.

Я уверена, что обязательно вернусь на Байкал. Возможно, это будет осенью: хочу посмотреть, как выглядит озеро в золотистых красках. Или снова зимой, но уже по другому маршруту. Всем советую открыть для себя зимнюю Россию — и начать с Байкала.